null Из истории тверских карел
Карелы (самоназвание – карьяла, карьялане, карьялайзет) - этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам, обитавшая на Карельском перешейке.
Переселении карел на территорию Верхневолжья, в том числе на земли бывшего Тверского княжества, относится к середине XVI века. Массовый характер переселение карел приняло после Столбовского мира (1617 год) между Россией и Швецией. Затем массовые переселения карел происходили в 1646, 1663-1669, 1673 гг. Последняя волна переселения карел в Тверской край относится к 1720-м гг., когда Карелия по Ништадскому мирному договору отошла к России. Общая численность тверских карел на момент проведения первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года составила 117,7 тысяч человек, к переписи населения СССР 1926 года их численность возросла до 140 тысяч. Активная урбанизация, массовая русификация тверских карел отразилась на статистике, численность тверских карел согласно данным переписей стала резко падать и к 2010 году составила лишь немногим более 7 тысяч представителей.
Карелы селились, главным образом, на безлюдных лесных пространствах современных Лихославльского, Спировского, Рамешковского, Максатихинского и Калининского районов.
Традиционно среди главных занятий верхневолжских карел были земледелие, скотоводство, промыслы и ремесла.
Д. Рихтер в своих заметках о тверских карелах цитирует «Генеральное соображение по Тверской губернии» конца XVIII в. со следующими сведениями об облике и быте карел: «бежецкие карелы, образующие большей частью государственный земли, сохранили до настоящего времени свой образ жизни и язык: так в одежде они употребляют покрой, отличающийся от обычного крестьянского, говорят они по-корельски, по-русски произносить им трудно, в домах они живут чисто: скот не держат в избах. Что касается их нравственных качеств, то они все исполнительны, говорливы, гостеприимны и не расположены к злословию и несправедливости. Иногда, однако, вспыльчивы и мужественны и в удовольствиях склонны к сильным напиткам». Своими особенностями обладали и вышневолоцкие, весьегонские карелы.
Долгое время тверские карелы не имели собственной литературы. К рубежу XIX – XX вв. известно о существовании Евангелия переведенного на карельский язык с использованием кириллических букв. Это обстоятельство наложило отпечаток на развитие народной культурной традиции. Отсутствие национальных рассказов, эпических произведений, сказок. Только после введения письменности в 1930-х гг. начинается этап формирования национальной литературной традиции, издание газет, книг, учебников для школ.
История изучения культуры верхневолжских карел насчитывает уже более века. В пример можно привести Ф.Н. Глинку (1786-1880 гг.), участника войны 1812 г., писателя-мемуариста, председателя Вольного общества любителей российской словесности, археолога, автора «Мои заметки. О признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии в Бежецком уезде»; А.Н. Вершинского (1888-1944 гг.), историка, внесшего значительный вклад в становление советской школы тверского исторического краеведения и изучение тверских карел; российского статистика, географа и публициста Д.И. Рихтера (1848 – 1919 гг.), автора «Заметок о тверских карелах».
И в наши дни интерес к изучение финно-угорского народа не спадает, активное участие в исследованиях принимают студенты государственного университета, представители местных краеведческих обществ.