null Из истории тверских карел

Карелы (самоназвание – карьяла, карьялане, карьялайзет) - этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам, обитавшая на Карельском перешейке.

ГАТО. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 201. Л. 2. Тверские карелы. Головкин А.Н. 2005 г.

ГАТО. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 201. Л. 3. Тверские карелы. Головкин А.Н. 2005 г.

 

Переселении карел на территорию Верхневолжья, в том числе на земли бывшего Тверского княжества, относится к середине XVI века. Массовый характер переселение карел приняло после Столбовского мира (1617 год) между Россией и Швецией. Затем массовые переселения карел происходили в 1646, 1663-1669, 1673 гг. Последняя волна переселения карел в Тверской край относится к 1720-м гг., когда Карелия по Ништадскому мирному договору отошла к России. Общая численность тверских карел на момент проведения первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года составила 117,7 тысяч человек, к переписи населения СССР 1926 года их численность возросла до 140 тысяч. Активная урбанизация, массовая русификация тверских карел отразилась на статистике, численность тверских карел согласно данным переписей стала резко падать и к 2010 году составила лишь немногим более 7 тысяч представителей.

ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 2063. Л. 1. Судное дело Федота Урусова, Никиты Бухвостова о незаконном владении карелами пустошьюГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1561. Л. 1. Статистические и этнографические сведения о карелах села Спасоклинья В-Волоцкого у.

   

ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1013. Л. 2. Ф.Н. Глинка_Мои заметки. О признаках древнего быта и камнях, найденных в Тв. карелии

ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1013. Л. 1. Ф.Н. Глинка_Мои заметки. О признаках древнего быта и камнях, найденных в Тв. карелии

 

 

Карелы селились, главным образом, на безлюдных лесных пространствах современных Лихославльского, Спировского, Рамешковского, Максатихинского и Калининского районов.

Традиционно среди главных занятий верхневолжских карел были земледелие, скотоводство, промыслы и ремесла.

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 115. Обложка книги Д.В. Бубрих Происхождение карельского народа. 1947 г.

 

Д. Рихтер в своих заметках о тверских карелах цитирует «Генеральное соображение по Тверской губернии» конца XVIII в. со следующими сведениями об облике и быте карел: «бежецкие карелы, образующие большей частью государственный земли, сохранили до настоящего времени свой образ жизни и язык: так в одежде они употребляют покрой, отличающийся от обычного крестьянского, говорят они по-корельски, по-русски произносить им трудно, в домах они живут чисто: скот не держат в избах. Что касается их нравственных качеств, то они все исполнительны, говорливы, гостеприимны и не расположены к злословию и несправедливости. Иногда, однако, вспыльчивы и мужественны и в удовольствиях склонны к сильным напиткам». Своими особенностями обладали и вышневолоцкие, весьегонские карелы.

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 121. Карельские пословицы, поговорки, загадки

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 121. Карельские пословицы и поговорки (с. 65)ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 121. Карельские пословицы и поговорки (с. 93)ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 121. Карельские пословицы и поговорки (с. 115)

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 121. Карельские загадки

 

Долгое время тверские карелы не имели собственной литературы. К рубежу XIXXX вв. известно о существовании Евангелия переведенного на карельский язык с использованием кириллических букв. Это обстоятельство наложило отпечаток на развитие народной культурной традиции. Отсутствие национальных рассказов, эпических произведений, сказок. Только после введения письменности в 1930-х гг. начинается этап формирования национальной литературной традиции, издание газет, книг, учебников для школ.

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 109. Русско-карельский орфографический справочник для карельских школ. 1935 г.ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 109. Л. 68. Страницы русско-карельского орфографического справочника ...

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 104. Л. 1. Первая книга вышедшая на карельском языке

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 104. Л. 2. Первая книга вышедшая на карельском языке

 

ГАТО. Ф. Р-1367. Оп. 1. Д. 110. Luvenda kniga. Enzimane Klassa

ГАТО. Ф. Р-1362. Оп. 1. Д. 110. Л. 34 об.-35. Luvenda kniga. Enzimane Klassa

 

ГАТО. Ф. Р-1362. Оп. 1. Д. 110. Л. 3 об. Luvenda kniga. Enzimane KlassaГАТО. Ф. Р-1362. Оп. 1. Д. 110. Л. 5. Luvenda kniga. Enzimane Klassa

История изучения культуры верхневолжских карел насчитывает уже более века. В пример можно привести Ф.Н. Глинку (1786-1880 гг.), участника войны 1812 г., писателя-мемуариста, председателя Вольного общества любителей российской словесности, археолога, автора «Мои заметки. О признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии в Бежецком уезде»; А.Н. Вершинского (1888-1944 гг.), историка, внесшего значительный вклад в становление советской школы тверского исторического краеведения и изучение тверских карел; российского статистика, географа и публициста Д.И. Рихтера (1848 – 1919 гг.), автора «Заметок о тверских карелах».

ГАТО. Ф. Р-2691. Оп. 1. Д. 1. Л. 17 об. А.Н. ВершинскийГАТО. Ф. Р-2691. Оп. 1. Д. 166. Л. 1.  Очерки истории Верхневолжских карел в XVI-XIX вв. Вершинский А.Н. 1935 г.

 

ГАТО. Ф. Р-1523. Оп. 1. Д. 22. Краевед А.И. Лебедев. Автопортрет. 1943 г.

 

И в наши дни интерес к изучение финно-угорского народа не спадает, активное участие в исследованиях принимают студенты государственного университета, представители местных краеведческих обществ.

ГАТО. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 121. Л. 9. Устав тверской региональной национально-культурной автономии тверских карел

ГАТО. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 121. Л. 15. Раздел УставаГАТО. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 121. Л. 14. Раздел Устава