null Какими были правила дорожного движения для велосипедистов век назад и на чем ездили тверские велолюбители? (К всемирному дню велосипеда)
В августе 1923 году Тверским коммунальным отделом был подготовлен проект постановления «О порядке езды на велосипедах по гор. Твери».
В это постановление вошло 12 указаний для тверских велолюбителей:
- Езда на велосипедах по улицам города разрешалась всем лицам не моложе 12 лет, имевшим на руках соответствующее удостоверение от Коммунального отдела на право езды и номерной знак (прочно укрепленный ниже седла велосипеда).
- Каждый получивший удостоверение от Коммунального Отдела на право езды по городу на велосипеде был обязан иметь при велосипеде звонок или иной аппарат для подачи сигнала, а также с наступлением сумерек зажженный фонарь, укрепленный в верхней части вилки, около руля.
- Быстрая езда и езда «в перегонку» по городу воспрещалась.
- Едущие на велосипеде обязаны были держаться правой стороны по возможности ближе к тротуарам. Этот пункт сохранился и в современных ПДД.
- Объезд пешеходов и конных экипажей должен был осуществляться с левой стороны («по возможности».
- Обгону должен был предшествовать звуковой сигнал, беспричинно сигналить воспрещалось. Обгон необходимо было совершать умеренным ходом.
- В случае, если лошадь пугалась появлению велосипедиста, последнему необходимо было спешиваться.
- Огибать угол и пересекать улицы дозволялось лишь тихим ходом, давая знать о своем приближении сигналом.
- В местах большого скопления людей и конных экипажей надлежало спешиваться и вести велосипед рядом с собой.
- При совместной езде предписывалось ехать друг за другом и не сближаться на расстояние менее двух сажень (около 4,3 м.).
- Воспрещалось ездить на велосипедах и провозить их по тротуарам, пешеходным дорожкам, бульварам, скверам и садам.
- Нарушение Порядка езды на велосипедах предполагало лишение владельца удостоверения и номерного знака.
Что интересно, в это же время был подготовлен проект порядка движения автомобилей и мотоциклов в гор. Твери и Тверской губернии, однако Губернский отдел управления счел эти правила нецелесообразными, ввиду ограниченного количества машин в городе и губернии в целом. А проект постановления «О порядке езды на велосипедах…» был отложен на доработку до весны следующего года в связи с окончанием велосезона.
А на каких велосипедах ездили тверичи 100 лет назад? В архивном фонде Горкомхоза Калининского исполкома имеются списки владельцев велосипедов. Один из списков за 1927 год посвящен тверским владельцам велосипедов трёх моделей: «Дукс» (бывшего императорского самолётостроительного завода «DUX» в Москве), Б.С.А. (английского оружейного завода BSA) и Энфильд (индийского мотоциклетного завода Royal Enfield). Из этих моделей отечественный «Дукс» был самым распространённым. А вот известный тверской спортсмен Истомин А.А. владел в этот период велосипедом Б.С.А.