null Документальное наследие Новоторжского Борисоглебского монастыря в Государственном архиве Тверской области (к 450-летию перенесения мощей основателя Борисоглебского монастыря Ефрема Новоторжского)
История Борисоглебского мужского монастыря в городе Торжок Тверской области насчитывает около 1000 лет. Однако светских письменных источников по истории монастыря почти не сохранилось, а древнейший письменный церковный источник - «Писание» о Ефреме Новоторжском – погиб при пожаре в г. Тверь в первой половине XIV в. «Житие Ефрема Новоторжского» было составлено лишь после его официальной канонизации в 1580 году и являлось в первую очередь сборником устных легенд об основателе Борисоглебского мужского монастыря.
В Тверском областном архиве на хранении содержатся несколько списков «Жития Ефрема Новоторжского» XVII-XVIII вв.
Согласно тексту «Жития», Ефрем, боярин князя Бориса Владимировича Ростовского, между 1015 и 1053 гг. построил в Торжке каменный храм в честь Бориса и Глеба, первых русских святых, и основал монастырь на берегу р. Тверца.
После кончины преподобного Ефрема Новоторжского в 1053 г. тело было погребено в построенном им храме, где пребывало в земле около 500 лет.
В 1572 году по указу Новгородского архиепископа Леонида гроб был вскрыт и с благословения Московского митрополита Кирилла установлено празднование в честь обретения мощей преподобного Ефрема Новоторжского.
Мощи хранились в Борисоглебском соборе «под аркою, разделяющей главный храм от правого придела во имя преподобного Ефрема, в богатой серебряной позлащенной раке под балдахином» вплоть до 1919 г. Древняя деревянная рака «обложена басменным позлащенным серебром с клеймами» для мощей преподобного Ефрема Новоторжского была пожертвована императором Петром I, покров – Екатериной II.
В 1919 г. мощи Ефрема Новоторжского были вскрыты, а в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна.
Вплоть до 1979 года преподобный Ефрем Новоторжский, а также его ученик Аркадий, являлись местными святыми. Приобщение к общецерковному почитанию совершилось включением их имен в Собор Тверских святых, в земле Тверской просиявших, и внесением в календарь Русской Православной церкви.
Архитектурный комплекс Борисоглебского мужского монастыря
Древнейшим из сохранившихся письменных источников по топографии города является «Писцовая книга Торжка письма Потапа Дмитриевича Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева 1624-1625 гг.», в которой содержится подробное описание строений и имущества монастыря.
«Монастырь Борисоглебский, а в нем церковь каменна во имя Бориса и Глеба, а в приделе у той церкви храм праведных Богоотец Акима и Анны, другой придел во имя преподобного чюдотворца Ефрема, да теплая церковь во имя Введения Пречистые Богородицы с трапезою с келарскою шетровой.»
Известно, что прежний ветхий храм был разрушен в 1784 году, а на его месте был заложен новый по проекту архитектора Н.А. Львова. Все иконы (по разным сведениям 57, 37 или 34) были написаны художником В.Л. Боровиковским.
В Новоторжском Борисоглебском монастыре, кроме Борисоглебского собора, три церкви – Введенская, Входоиерусалимская под колокольней и во имя Спаса Нерукотворного над святыми вратами с колокольней, а также дом настоятеля и братские кельи. Вокруг монастыря расположена каменная ограда с тремя башнями.
В архивном фонде Борисоглебского мужского монастыря (Ф. 185) содержатся документы за 1610-1920-е гг.: жалованные грамоты, послужные списки и именные списки монашествующих, указы Синода и Тверской духовной консистории, касающихся деятельности монастыря и многие другие документы.