null Из воспоминаний Виктора Алексеевича Антонова (о бомбардировках города Бологое)

 

10 сентября 2021 года указом Президента Российской Федерации за значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность городу Бологое Тверской области, присвоено  почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».

В годы Великой Отечественной войны это был единственный железнодорожный узел между Москвой и Ленинградом, который не удалось захватить врагам. Жители под постоянными бомбёжками обеспечивали непрерывное железнодорожное сообщение с фронтом.

Бологовский муниципальный архив в ЛЕНТЕ ВОСПОМИНАНИЙ о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов представляет воспоминания  Виктора Алексеевича Антонова о бомбардировке Бологовского железнодорожного узла и города Бологое Калининской области.

Виктор Алексеевич Антонов – секретарь Оленинской газеты «Путь Ленина», капитан запаса, записал свои воспоминания  20 февраля 1967 года.

 

Пушки глядели в небо

Из воспоминаний Виктора Алексеевича Антонова

(о бомбардировках города Бологое)

<…>Мне вспоминается старик-железнодорожник, в доме которого вечерами поочередно отогревался расчет нашего орудия. К сожалению, забыл его фамилию и имя. Жил он в поселке неподалеку от расположения   нашей батареи, имел трех дочерей.

– Опять упустили извергов, – встречал он нас, когда кто-нибудь после налета забегал в избу с тридцатиградусного мороза. – Эх, вы, вояки!..

– Так мы же один «юнкерс» подбили, – оправдывались артиллеристы. – И поймите, отец, что…

Старик не давал закончить фразу, топал ногами и отдышавшись после мучительного кашля, кричал:

– Всех до единого надо сбивать! Всех!

Мы виновато опускали глаза, молча вставали и торопливо надевали шапки-ушанки.

– Куда же вы, такие обидчивые? – поворачивал он нас с порога. – А чай кто будет пить? Доченьки, мигом!

Хозяин дома кутался в теплый шарф, обувал подшитые валенки и, захвати лопату или лом, шел на станцию расчищать и восстанавливать железнодорожные  пути. Он был тяжело болен этот человек, его никто не приглашал идти помогать, но уж такова натура у русского человека.

Вражеская авиация с какой-то особой жестокостью бомбила Бологое, этот важный узел железных дорог, откуда по пяти направлениям шли военные эшелоны, и который поддерживал жизнь трех фронтов: Волховского, Северо-Западного и Калининского. Особенно второго. Фашисты не на шутку были обеспокоены судьбой своей 16-й армии, застрявшей в старорусских и демянских лесах, сдавленной мертвой хваткой советскими соединениями.

Бологое почти ежедневно подвергалось варварским налетам. В феврале-марте 1942 года были дни, когда в бомбардировках участвовало от 30 до 50 фашистских стервятников.

Сначала враг чувствовал себя безнаказанным. Но когда в начале февраля в район Медведево прибыла наша 514 ОЗАБ (отдельная зенитная артбатарея), а вокруг города расположились огневые взводы 86 зенитного артдивизиона, фашисты стали действовать с оглядкой.

Однажды, дело было в конце февраля, воздух огласился ревом сорока фашистских бомбардировщиков, небо над Бологое покрылось машинами с черными крестами.

– Батарея, к бою! – скомандовал комбат лейтенант Муранов.

Командиры огневых взводов Труфанов и Клименко уточнили расчетные данные: «Курс 30, скорость 140, дальность 1200. Огонь!»

Затакали дружно орудия, небо покрылось хлопьями разрывов. Часть бомбардировщиков, оторвавшись от общего строя, спикировала на позицию батареи. И надо было видеть эту картину: стервятники с воем идут к земле, из люков отрываются и падают на тебя бомбы, а вокруг голая высота… <…>

Бологовский архив. Ф. 181. Оп.1. Д. 24. Лл. 45-47.