null Из воспоминаний летчицы Героя Советского Союза Марии Васильевны Смирновой

Мария Васильевна Смирнова (1922-2002) - командир авиаэскадрильи 46-го Гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза, выдающаяся лётчица, храбро сражавшаяся за Родину в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После войны Мария Васильевна внесла огромный вклад в общественную жизнь города Твери. После войны она была инструктором в обкоме партии, работала на камвольном комбинате, была председателем областного комитета ветеранов партии, комсомола, войны и труда. Награждена орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, различными медалями, и за выдающиеся заслуги в деле гражданского и патриотического воспитания молодого поколения и развитие общественно-патриотической работы в городе ей было присвоено заслуженное звание «Почетный гражданин города Твери» 25 декабря 1996 года.

Как и многих героических участников Великой Отечественной войны, ГКУ ТЦДНИ хранит рукописи и воспоминания о военном опыте Марии Васильевны.

                                                 

                                     Мария Васильевна Смирнова

                               ГКУ ТЦДНИ Ф. 600. Оп. 2. Д. 529. Л. 1.

 

 

Из воспоминаний лётчицы Смирновой Марии Васильевны

      <...>Наш аэродром представлял собой простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями «летучая мышь», они открывались только при взлете и посадке самолета. Взлет разрешался включением карманного фонарика. Подготовка материальной части к боевому вылету - заправка, подвешивание бомб - выполнялась в темноте. И сколько вылетов ни было сделано за ночь, всегда после всего двух минут стоянки самолета следовал очередной рапорт  техника: «Самолет готов к вылету». Наш технический состав в любой обстановке - на грязном аэродроме, в темную ночь, в дождь, в стужу и слякоть, под вражеским обстрелом и бомбежке, в периоды наступления и отступления работал четко и слаженно. <...>

         <...> Мы получили боевое задание - бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не дать возможность немцам подтягивать подкрепления к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров по указанному маршруту. Ночь была темная. В населенных пунктах, на станциях, аэродромах - нигде ни одного огонька, все замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, дороги... Но штурман Наташа Меклин, внимательно проверяя расчеты по визуальной ориентировке, привела самолет точно к цели. Пройдя линию фронта, которая ясно выделялась вспышками выстрелов из орудий, горящих ракет, мы отбомбились. Вокзал и другие дома были уже разрушены, на путях стояли поврежденные вагоны. Взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками, стало еще темнее. На оккупированной немцами территории видны пожары. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов и машут своими лучами, ищут советский самолет, стреляют зенитки и зенитные пулеметы.

         Это был первый боевой вылет. В эту ночь мы испытали первую горечь потерь: с задания не вернулся экипаж Любы Ольховской и Веры Тарасовой. <...>

ГКУ ТЦДНИ Ф. 600. Оп. 2. Д. 529. Лл. 2-4