null Фольклор периода Великой Отечественной войны
«Я уходил в поход
в далекие края.
Платком махнула у ворот
моя любимая.
Второй стрелковый храбрый полк
теперь моя семья.
Поклон тебе, привет он шлет,
Моя любимая»
(Ф. Р-2911. Оп. 1. Д. 15. Л. 9)
Народное творчество периода Великой Отечественной войны не укладывается в привычные для науки представления о фольклоре. Условия его формирования были экстраординарны, произведения складывались буквально по горячим следам. Такие традиционные формы духовной культуры как сказка, песня, частушка, пословица приобрели в годы войны актуальное содержание. Тем не менее, сохранились жанровые особенности фольклорных произведений – поучительные и назидательные мотивы, фиксация и передача исторической и бытовой информации.
Военный фольклор многообразен – его корни восходят и к сказочному эпосу, и к старой крестьянской лирике, к городскому романсу, революционной рабочей песне и поэзии гражданской войны.
В фольклоре периода Великой Отечественной войны отразились народный героизм и народное горе, отношение к войне и врагу, мечты о мирной и счастливой жизни.
Наиболее популярные жанры военного времени – песня, частушка и устный рассказ.
Исследователи военного фольклора отмечают заметный количественный рост песен (стоит отметить около двадцати вариантов песни «Катюша»).
Песня Великой Отечественной войны близка скорее к литературной песне и находится на стыке с народным и поэтическим (профессиональным) творчеством. Возникнув как произведение отдельного автора, военная песня находила отклик в народе и, трансформируясь, становилась актом коллективного творчества.
Фольклорист А.М. Смирнов-Кутаческий выделяет несколько тематических мотивов военной песни – о фронте, начале войны, первой встрече с врагом, тоске по родным, о трагических потерях, партизанские песни.
Военная тематика стала традиционной для частушек ещё со времен гражданской войны. Позже возникали многочисленные переделки старых частушек на новый лад.
В традиционную канву частушечной формы встраиваются крылатые выражения из газет и военная терминология. Основные тематика и посыл военных частушек – высмеивание врага и подшучивание над трудностями жизни на фронте и в тылу.
Фронтовые рассказы отражали преимущественно особенности военного быта и зачастую сообщают факты из жизни самого рассказчика. Рассказы о крупных сражениях, военных подвигах, семейных трагедиях эмоциональны и субъективны. Именно в рассказах чаще встречаются сведения о зверствах фашистов над мирным населением. Фольклорными же становились те рассказы, которые близки по форме к другим жанрам устного народного творчества – сказке и анекдоту.
Эмоциональный посыл основных жанров военного периода (песни, частушки, рассказа) разнится: героический и лирический в песнях, насмешливый – в частушках, трагический и гневный – в рассказах, образуя тем самым сложный комплекс чувств и эмоций, вызванных войной.
Фольклорные материалы периода Великой Отечественной войны собирались и обрабатывались в рамках студенческих экспедиций на территории Калининской области. Большинство из них записаны в 1970-1980-е гг.
Статья подготовлена на основе монографии «Русский фольклор Великой Отечественной войны» (М., 1964) и работ фольклориста А.М. Смирнова-Кутаческого, хранящихся в ГКУ ГАТО.