null Из воспоминаний Евгении Николаевны Кузнецовой о работе в госпиталях города Калинина в годы войны

В ГКУ ТЦДНИ в составе фонда Партийного архива Калининского областного комитета КПСС хранятся воспоминания участников знаковых и трагических событий ХХ века. В том числе воспоминания о жизни на оккупированной территории Калининской области и участии в военных действиях, партизанском движении и повседневной жизни жителей г. Калинина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Среди них редко встречаются воспоминания детей об их военном периоде жизни. Публикуем воспоминания Кузнецовой Евгении Николаевны, написанные в 1971 году, о работе девочки Жени и её младшего брата в госпиталях г. Калинина в годы войны.

Воспоминания Кузнецовой Евгении Николаевны о работе в госпиталях города Калинина в годы войны

«После освобождения г. Калинина многие школы были переоборудованы под госпитали, где мы были частыми гостями - артистами от школы. Мне было десять–одиннадцать, брату – шесть–семь лет. Выступали мы дуэтом: я – на тульском баяне, он – на маленькой гармошке.

На площади Революции в школе номер шесть разместился эвакуированный из Днепропетровска Гвардейский госпиталь.

Сразу после уроков, по строго намеченному плану, мы начинали свои выступления, переходя из палаты в палату по три–четыре в день. Нарушать распорядок не разрешалось.

За дверью палаты, где мы выступали, уже дежурили ходячие раненые из следующей, чтобы нас не «перехватили», было так что и спорили: «У вас на этой неделе были уже два раза, а у нас только один!», на что отвечали: «Вот придут к вам и слушайте сколько хотите».

Мы играли и пели все, и старое, и новое. Начинался наш концерт с песни «Москва – Майская», «Полюшко-поле», «В землянке», «Синий платочек» и многое другое. Я пела песню «Темная ночь». Почти всегда, слушая эту песню, кто-то плакал, но все равно просили повторить. Программа была всем известна, и если мы забывали спеть какую-то песню, то раненые напоминали: «А в той-то палате вы еще играли вот такую-то...» Играли и по заявкам. Чтобы посовещаться, я притягивала брата за ухо, и к концу концерта оно становилось все красное. Ему было не больно, а всем очень смешно.

                                       ТЦДНИ. Ф.600. Оп. 2. Д.513. Л. 6

Когда наш дневной план был закончен, мы запросто заходили в любую палату поговорить. Раненые всем интересовались. Все удивлялись, когда же мы научились играть. Я отвечала, что училась один год в музыкальной школе, а до этого учил отец. Он еще работал баянистом в ТЮЗе до войны, а в музыкальной школе меня учил Иванов Михаил Александрович. Помню, до войны, в кинотеатре «Вулкан» был концерт, и я играла там сложный вальс Майкапара.

Школьные уроки я учила в перерывах между концертами в бухгалтерии. Домой нас отвозили на белой лошади начальника госпиталя, на пролётке. Нам это очень нравилось.

Очень мы были рады, когда нам сшили белые халатики по росту. Мы ходили по госпиталю, воображая себя врачами. Особенно нравилось, когда новые раненые удивленно спрашивали других: «Кто это?» [ …]

«Палата номер три – для летчиков. Здесь концерты были короче. Летчики в основном обгорелые, все забинтованные. Сестра говорит: «Сыграйте тихо, для раненого без сознания, может, услышит, прийдет в себя». Иногда это помогало... А в шестой палате были кто без рук, кто без ног, кто и вовсе... Один раненый без руки говорил, что раньше тоже играл на баяне и просил сыграть старинный вальс «На сопках Маньчжурии», который он очень любил и который тепер никогда сам уж не сыграет. Играю, а у самой слезы в глазах...

Носили в госпиталь цветы. Ходили за Горбатый мост собирать.»[ …]

«Было и так, только входишь в госпиталь, а навстречу «выпускники». Радостные, счастливые, веселые. «Ну, Женя, уезжаем на фронт, на передовую, в свою часть». Мы всех знали, знали каждого в лицо, и, когда они выписывались, всех было жалко, что вот и все, больше не увидим.

А после войны я раз шесть встречала бывших раненых из госпиталя. Вдруг так осторожно спросят: «А не вы играли во время войны в госпитале? Вы Женя?»

ТЦДНИ. Ф.600. Оп. 2. Д.513. Лл.1-5