ДОРОЖНЫЙ ОТДЕЛ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Андреапольский муниципальный округ. Фонд Р-13
Сокращённое название:
ДОРОЖНЫЙ ОТДЕЛ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
Крайние даты документов:
1942–1954
Историческая справка:

В районном архиве имеется небольшой фонд документов под номером 13, который озаглавлен как "Дорожный отдел». В Этом фонде бережно хранится 30 дел, которые отражают кадровую, финансово-экономическую и производственную деятельность небольшого коллектива дорожников за период с 1942 по 1954 год.

Сразу же посла освобождения района от фашистов андреапольцы приступили к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Чуть больше трех месяцев хозяйничали фашистские изверги по андреапольской земле, а ущерб причинили колоссальный. Почти полностью был разрушен райцентр, многие деревни. Продолжающиеся и после освобождения Андреаполя налеты и бомбардировки фашистской авиации разрушали не только жилые дома, производственные помещения, но выводили из строя мосты, дороги. Поэтому не случайно при райисполкоме уже 1 февраля был создан дорожный отдел, который возглавил бывший партизан местного партизанского отряда Михаил Гаврилович Пугач.

Он подписал приказ № 1 от 15 февраля 1942 года. Приведем текст этого документа дословно:

«... Приказываю:

I. Назначить дорожными мастерами Ленинского райдоротдела

- Пушкарева Ивана Андреевича (по тракту Селижарово-Нелидово),

- Задвинского Илью Ефимовича (по тракту Сережино-Торопец),

Иванова Петра Андреевича по тракту (Андреаполь-Охват),

Капитонова Ефима Капитоновича (по тракту Андреаполь-Торопец),

Семенова Якова Семеновича, (по тракту Андреаполь-Нелидово),

Сергеева Харитона Сергеевича (по строительству моста через реку Западная Двина)

Зав доротделом М.Пугач»

Уже содержание одного этого документа говорит о том, какой огромный объём работ по восстановлению и ремонту дорог ложился на плечи доротдела при отсутствии техники и рабочих рук.

На дорожных мастеров возлагались обязанности немедленно обследовать состояние дорог в закрепленных за ними участках и внести предложения по организации ремонтных работ. Все это было сделано быстро. Однако встал вопрос, как быстро решить все дорожные проблемы,

Конечно, без конкретной и действенной помогай райкома партии, райисполкома восстановительные работы на дорогах, ремонт мостов и трубопереездов проводить было невозможно. Поэтому на заседаниях бюро райкома партии, на заседаниях исполкома вопросы дорог были в центре внимания. Перед дорожными мастерами ставилась задача/из числа колхозников организовать строительные бригады, привлекать гужевой транспорт (лошади, быки) хозяйств, руководить дорожно-ремонтными работами. А это был нелегкий труд, поэтому многие дорожные мастера не выдерживали, увольнялись. Это видно из книги приказов доротдела.

Так как в военные годы мужчин в освобожденных районах не доставало, этот нелегкий груз, мастера возлагали на свои плечи женщины. В числе дорожных мастеров в то время работали М.В.Барановская, П.П.Иванова и другие.

В этот период удалось не только выполнить большие объемы работы по содержанию дорог, восстановить мост через реку Западная Двина, отремонтировать несколько мостов через другие реки, (а их в районе множество), но их построить новый мост через реку Торопа в деревне Жельно.

Райдоротдел до 1944 год ютился в приспособленных помещениях. Наконец, в 1944 году построили новый дом для конторы.

После окончания войны пост заведующего доротделом занимали А.Парамонов, Н.Костенков», А.Петров, А.Родин.

С 1947 года длительное время заведующий райдоротделом был Гавриил Ефимович Ефимов, человек очень ответственный, добросовестный.

В первый же год его работы было создано и привлечено на дорожные работы несколько бригад из 9 колхозов. При нём стали практиковаться заключение ежегодных договоров хозяйств с доротделом, Например, техник доротдела И.А.Пушкарёв заключил договор с председателем колхоза "Сталинская жизнь” Великосельского сельсовета М.И.Игнатьевнам о строительстве моста через реку Роженка (длина 7 погонных метров, ширина 6,5 метра). Для этого планировалось заготовить и вывезти к месту строительства 15 кубометров лесоматериала. Что в оговоренные сроки было исполнено.

В 50-е годы более успешному решению задач дорожных работ способствовало социалистическое соревнование. Так, в 1951 году Андреапольский доротдел соревновался с дорожниками Плоскошинского района.

В 1953 году райдоротдел капитально отремонтировал 13,3 км. дорог, текущий ремонт произведен на 33 км. Капитальный и текущий ремонты произведены в общей сложности на 185 погонных метрах мостов, уложено 15 трубопереездов. Кроме этого дорожники занимались содержанием в автопроезжем состоянии дорог в зимний период, пропуском весенних вод и ледохода озеленении дорог, установкой путевых знаков.

Заметный вклад в дальнейшее развитие дорожного отдела внес начальник отдела Василий Осипович Осипов, который работал в этой должности более 10 лет. При нём в 1965 году дорожный отдел преобразован в ПДУ-1321.

В 60-х годах вступил в силу Указ Верховного Совета РСФСР, как его называли "дорожный”. Все предприятия, хозяйства должны были отрабатывать на дорогах или внести в дорожный фонд определенную сумму денег. С этого времени интенсивность дорожных работ заметно повысилась. В те годы были построены дороги на Хотилицы, на Бибирево, на Грылево, которые до этого большую часть времени в году были непроезжими.

С марта 1973 года начальником ОДУ был назначен бывший инструктор райкома партии Олег Эдуардович Пааль. В коллективе кроме штата ИТР трудилось 12 механизаторов, появились тракторы, прицепные грейдеры, самосвалы, экскаватор. Объемы дорожных работ продолжали наростать.

В 1980 году ПДУ-1321 реорганизовали, превратив его в участок от Западнодвинского ДРСУ. Прорабом участка назначили Вячеслава Ивановича Леонова. Работать стало сложнее, так как внимание нашему участку оказывалось меньше. В должности прораб В.И.Леонов проработал 10 лет, но и в создавшихся условиях участок сумел построить (с помощью мостоотряда № 19) 7 мостов - в Песчахе, Жаберо, Волке, Алексино, Речке, Сутоках и Данькове). В счёт дорожных работ установил стеллу-указатель на границе Андреапольского и Западнодвинского районов, построили два жилых дома, ежегодно проводили капитальный ремонт на 12 км. 11дорог, средний ремонт - на 10 км.

Дорожными мастерами в то время работали П.М.Силачёва, О.Э.Пааль, Михайлов . Кроме этого было 6 рабочих и 5 механизаторов.

Лодготовил А.Рачеев.

Январь 2001 г.

Состав документов:

Документы постоянного срока хранения опись № 1 - 30 ед.хранения, опись № 2 - 9 ед.хр.