null 08 сентября 1900 года - открытие моста через Волгу

НСБ ГАТО.  Тверь сто лет спустя. О.Б. Глонина, К.В. Литвицкий. С. 4. Мост через Волгу...

8 сентября 1900 года произошло знаменательное событие для города Твери и всей губернии – был открыт постоянный железный мост через реку Волгу.

Сейчас мост называют – Староволжским. Мост является памятником архитектуры и инженерного искусства, соединяет Заволжский и Центральный районы города. Возведение моста начали 20 июня 1897 года и завершили 16 июня 1900 года по проекту В.Ф. Точинского и Л.И. Машека. А к концу июня были завершены инженерные испытания. Однако прежде начала работ, более 10 лет проект разработанный С-Петербургским инженером В.Ф. Точинским пролежал в ожидании финансирования. Мост должен был стать связующей всесезонной транспортной артерией не только для города, но и губернии, а также заменить собой старый плашкоутный наплывной мост (на одной из представленных ниже фотографий запечатлены два моста).
ГАТО. Ф. Р-2380. Оп. 2. Д. 554. Церемония открытия постоянного моста через реку Волгу в г. Твери. 08.09.1900


По своей конструкции мост трёхпролётный, консольно-балочный. За основу была взята и модернизирована система Гербера, На четырех опорах, в отличие от исходной системы Гербера – пятиопорной, были установлены клепаные из листовой стали фермы. Сокращение количества опор до 4-х позволило сместить часть нагрузки на отвесы в виде чугунных плит, которые были установлены на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах, удлинить общую конструкцию и придать ей форму вогнутой дуги. На момент строительства длина моста составляла 215,5 метров, ширина проезжей части 5,7 метра, каждого из тротуаров – 2,5 метра.

ГАТО. Ф. Р-2380. Оп. 1. Д. 6. Л. 17. Железный консольный мост через реку Волгу в гор. Калинине (Твери)


В 1931 году по мосту была проложена трамвайная линия, сообщение по которой осуществлялось вплоть до 1956 года. В годы Великой Отечественной войны мост был взорван, а восстановление полностью завершилось к 1947 году.

ГАТО. Ф.487. Оп. 1. Д. 3625. Л. 118. Сообщение Земской управы о завершении строительства моста через Волгу. 26.08.1900


В 1982 – 1985 гг. мост был реконструирован по проекту Г.М. Янковского, В.А. Тарнаруцкого. В ходе реконструкции были заменены на новые пролетные строения, деревянное покрытие было заменено асфальтобетонным, проезжую часть расширили до 9 метров и обновили фермы. Также в это время появились береговые туннельные переходы. Железные фермы стали нести декоративную функцию.

Тверские епархиальные ведомости. 1900 г. № 19. Л. 435. Открытие в г. Твери постоянного моста через Волгу

Тверские епархиальные ведомости. 1900 г. № 19. Л. 436. Открытие в г. Твери постоянного моста через Волгу

Тверские епархиальные ведомости. 1900 г. № 19. Л. 437. Открытие в г. Твери постоянного моста через Волгу



НСБ ГАТО. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь, 1994. Сс. 245 – 246. Староволжский мост.
ГАТО. Ф. Р-2380. Оп. 1. Д. 6. Л. 17, 17 об. Цуккерман В.А. Сборник сведений о постройке различных зданий и сооружений в г. Калинине (Твери) Часть 1. Дооктябрьский период. Документальный очерк.